ya-lyubimaya.ru
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Почему Александр III запретил к показу картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Почему Александр III запретил к показу картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Совсем недавно были попытки запретить выставлять в Третьяковской галерее картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» или как она называется официально, «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», под предлогом того, что она антиисторична и оскорбляет «чувства верующих русских людей».

А ведь такие попытки уже предпринимались, и успешно.

Товарищество передвижников

В 1873 году по инициативе Ивана Крамского образовалось вольное Товарищество передвижных художественных выставок. Его члены демонстративно порвали с Императорской Академией Художеств и стали рисовать на вольные темы и экспонировать свои картины на передвижных выставках по всей стране.

Общая атмосфера либерализации, охватившая Россию при Александре II, способствовала их успеху.

Передвижники часто писали картины на актуальные общественные темы, и многим казалось, что их творчество представляет собой своеобразный подрыв идеологических основ Российской империи.

Одним из таких был обер-прокурор Священного Синода, воспитатель и наставник Александра III в бытность его наследником престола, и один из ближайших его советников во время царствования — Константин Петрович Победоносцев (1827—1907).

После убийства Александра II и воцарения Александра III идеологический контроль и цензура в России, конечно, резко усилились.

Почему Александр III запретил к показу картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Не позволю так про царей!

В 1885 году открывалась XIII ежегодная выставка Товарищества передвижников. Об её составе было известно заранее. Одной из сенсаций должна была стать картина Илья Репина «Иван Грозный убивает своего сына».

Картина, надо заметить, полностью соответствовала историографической легенде, запущенной в русское общество в начале XIX века Николаем Карамзиным. Но очевидно, что Александр III, а в особенности Победоносцев, не разделяли её и имели иное видение русской истории.

А главное – в этой картине бдительный обер-прокурор Синода усмотрел издевательство над верховной властью.

Каким бы Иван Грозный ни был, но всё-таки он царь… Можно ещё вспомнить реплику из знаменитого комедийного фильма про Ивана Грозного: «Не позволю так про царей!» Вот примерно такими мотивами, только всерьёз, без всякой иронии, и руководствовался Победоносцев.

Почему Александр III запретил к показу картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

«Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном, — писал обер-прокурор императору. — Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на неё без отвращения.

Слышно, что Ваше величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов.

Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны.

А эта картина просто отвратительна».

Почему Александр III запретил к показу картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

В общем, Александр III ещё до посещения выставки был настроен надлежащим образом.

Узнав, что картину Репина уже купил меценат Третьяков для своей галереи, император издал повеление Третьякову не выставлять картину для публики.

По просьбам трудящихся…

Цензура для картин, впервые в истории введённая тогда в России, затронула не только полотно Репина.

Вот ещё отзыв Победоносцева на картину Николая Ге «Что есть истина?» (более известна под названием «Христос перед судом Пилата»). Конечно, на первом месте — не личное мнение самого Победоносцева, но якобы оскорблённые чувства анонимных верующих людей, от многомиллионного лица которых обер-прокурор Синода взял на себя смелость вещать:

«Люди всякого звания, возвращаясь с выставки, изумляются: как могло случиться, что правительство дозволило публично выставить картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную. Художник именно имел в виду надругаться над тем образом Христа, который выше всего дорог сердцу христианина и составляет сущность христианской веры.

Притом нельзя не подумать, что передвижная выставка после Петербурга обыкновенно развозится по городам внутри России.

Можно представить, какое произведёт она впечатление в народе и какие — смею прибавить — нарекания на правительство, так как народ до сих пор ещё думает, что всё разрешаемое правительством им одобрено».

Почему Александр III запретил к показу картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Знакомый стиль идеологического обличения, не правда ли?

Советская власть, в сущности, не изобрела ничего нового, а только возвела в норму некоторые отклонения старого режима.

Комментарии закрыты.