ya-lyubimaya.ru
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Боярыня Морозова: сумасшедшая или святая?

Боярыня Морозова: сумасшедшая или святая?

Её звали Феодосия. Отец – Прокоп Соковнин — был окольничьим и служил дворецким у Марии Милославской. Благодаря этому Феодосия была не только знакома, но и дружна с царицей, а в 17 лет вышла замуж за боярина Глеба Морозова, брата воспитателя Алексея Михайловича.

Девушке рисовалось сказочное будущее, но история любит лихие повороты сюжета.

У Христа за пазухой

Богатый муж души не чаял в своей избраннице.

Разница в возрасте у них была огромной (37 лет), и, понимая, что ему недолго наслаждаться обществом молодой жены, Глеб Морозов старался сделать её не только обеспеченной, но и по-настоящему счастливой.

Их подмосковное имение Зюзино по роскоши мало чем уступало царскому Коломенскому. Достаточно сказать, что Морозов выписал себе в сад павлинов! Только домашних слуг у семьи из трёх человек (на первом же году брака Феодосия родила сына Ивана) было три сотни!

В гости к царице боярыня приезжала в карете, украшенной драгоценными металлами и редкой мозаикой.

Сам факт регулярного общения с Марией Милославской уже выделял Феодосию Морозову среди других представительниц высшего света.

Она стала «верховой боярыней», хотя обычно в этом дворовом чине оказывались только вдовы.

Не будет преувеличением сказать, что женщины были дружны между собой, и это тоже сыграло свою роль в дальнейших событиях.

Боярыня Морозова: сумасшедшая или святая?

В конце 1661 года умер богатейший человек Московской Руси Борис Морозов. У воспитателя Алексея Михайловича не было детей, поэтому всё огромное наследство перешло брату Глебу.

Тому уже было около 70 лет, что для XVII века считалось почтенным возрастом, и спустя год Феодосия Морозова осталась вдовой, владеющей немыслимым состоянием.

Между двух огней

По нравам XVII века вдове предстоял непростой выбор: выйти замуж за другого или уйти в монастырь. Женихов тут же образовалось несметное количество, но всех их интересовала вовсе не несчастная Феодосия (и уж тем более не её двенадцатилетний сын), а колоссальное богатство.

Неудивительно, что она не видела достойных претендентов и втайне надеялась дотерпеть до взросления и женитьбы Ивана, который смог бы взять всё в свои руки.

Боярыня Морозова: сумасшедшая или святая?

Увы, план был слишком очевиден.

Женщине всё настойчивее давали понять, что ей нужно жениться или уходить в монахини. Церковь во главе с патриархом Никоном очень устраивал второй вариант.

Ещё бы: больше 20 000 десятин земли, и почти 70 тысяч крестьян.

Чтобы поторопить боярыню с выбором, царь просто отобрал у неё имущество, но заступничество царицы заставило Алексея Михайловича вернуть все имения.

Морозова решила выбрать третий путь: она не ушла в монастырь, но завела у себя на дворе жизнь, подобную монастырской: сама носила власяницу, дом заполнила иконами и открыла его для странников, юродивых.

Так появился при ней и неистовый протопоп Аввакум.

Боярыня Морозова: сумасшедшая или святая?

И. Суриков Боярыня Морозова. 1884—1887, Государственная Третьяковская галерея, Москва» width=»1200″ height=»615″/>

Ему не составило труда внушить женщине, что никоновская церковь «испорчена», а жить нужно по старой вере, ведь посягательства на её богатства не прекратились.

Формально Феодосия соблюдала новые обряды, но в душе всё больше отдалялась от официальной церкви.

Последней каплей для боярыни стала смерть её главной заступницы Марии Милославской, а также поведение Алексея Михайловича.

Когда тот начал подготовку к новой свадьбе, Морозова восприняла это как неуважение памяти покойной царицы, постриглась в монахини по старому обряду и отказалась присутствовать на торжествах.

Следующие 4 года стали для неё временем пыток и мучений, завершившихся голодной смертью в Боровском остроге.

Так кончила свои дни боярыня Морозова – мать, пытавшаяся обеспечить будущее своего сына, жена, считавшая супружеские узы нерушимыми, наследница сокровищ, не принесших ей счастья, и религиозная фанатичка поневоле.

Комментарии закрыты.